Вам помочь или не мешать?
В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманки», или «тромплеи» (фр. „trompe l’oile“ - обман зрения).
С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира.
Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.
Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.
Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.
История картин-обманок восходит к Древней Греции.
Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.
Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.
Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».

Louis Leopold Boilly(1761–1845)
Grappe de raisin en trompe l'oeil
(1630, Hamburg – 1687)

читать дальше
С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира.
Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.
Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.
Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.
История картин-обманок восходит к Древней Греции.
Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.
Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.
Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».

Louis Leopold Boilly(1761–1845)
Grappe de raisin en trompe l'oeil
(1630, Hamburg – 1687)

читать дальше
Спасибо за пост очень красивая подборка и интересно.
Пожалуйста!
riana 78,
Давай! Очень интересно!
Владимир Шебзухов
Соревновались живописцы.
Хоть их друзьями не назвать,
По-доброму трудились кистью,
Стремясь друг друга удивлять.
Скрывать не будем, у обоих,
Что ни картина, так – шедевр!
Творения, и в залах многих,
И начинающим пример...
Так выставил на обсужденье,
(Знал, что шедевром назовут)
Один из них, своё творенье.
Лозу изобразил он тут.
Сумел своей волшебной кистью
Блеск спелых ягод передать.
У многих челюсти отвисли –
Слетались птицы поклевать.
Другой творец поведал люду:
«Не скрою – на шедевр гляжу!
Я рисовать картину буду.
Не хуже этой покажу!»
Своё шедевр находит место.
Картину выставил герой.
На ней увидев занавеску,
Все в голос крикнули – «Открой!»
Соперник гласа не лишался.
-- Открой, срази всех наповал!
Художник только улыбался.
-- Я занавеску рисовал!
Признал победу живописца
Публично среди бела дня.
-- Я обманул всего лишь птицу,
А ты – художника-меня!
"Постоянная неудовлетворённость самим собой,
нормальное состояние художника"
Поговорка
Изобразил художник Зевксис*
Не только спелый виноград,
У той лозы был мальчик весел,
Чему и сам ваятель рад.
Слетались к винограду птицы.
Да, да, чтоб ягоды клевать.
Собратьям даже не приснится,
Картину так нарисовать!
Но нет покоя живописцу,
Картина всё ж не удалась…
Как прежде к ней слетают птицы,
Так мальчика в ней не боясь!
………………
*
Зе;вксис из Геракле;и — древнегреческий живописец,
работавший в 420—380 годах до н. э.