Мои подруги , с которыми я встречалась в Питере,меня спросили сколько раз я была в Летнем Саду.
Я ответила: "Два".
Они очень удивились: "Ты что, мазохистка?"
Я:" Нет, я проверяла впечатление!"
Они:" Как проверилось?"
Я (от души) "Ужасно!"
Маленькая историческая справка:
читать дальше"Итак, что во времена юного Онегина, что во времена начала губернаторства В. Матвиенко, Летний сад был тем, что принято называть "английским парком": возникшим в конце XVIII века типом ландшафтного парка со свободно растущими деревьями и кустарниками, через который были проложены достаточно удобные для непринужденной прогулки аллеи и дорожки. То есть, парк был довольно светлым, хотя и обильным зеленью – в первую очередь за счет воспетых Ахматовой лип и других высоких деревьев. Гуляя по нему, человек довольно хорошо просматривал пространство вокруг себя, взгляд легко уходил за пределы сада, ему открывался вид на Неву, Марсово поле, Инженерный замок или набережную Фонтанки – и это создавало, в свою очередь, уникальное чувство одновременного присутствия как в парке, так и в историческом центре города. А также некоторое ощущение свободы, раскрепощения – столь труднообретаемое посреди городской сутолоки.
Кроме того, со времен основания в Летнем саду было размещено около 200 мраморных статуй, изваянных в Италии в конце семнадцатого – начале восемнадцатого века на аллегорические и исторические темы. Помимо них, имелось еще несколько исторических сооружений – самыми известными, наверное, являлись решетка ограды со стороны Невы, выполненная по проекту архитектора Фельтена и памятник баснописцу Крылову скульптора Клодта, а самым ценным – Летний дворец Петра Великого. Примерно со времен Екатерины II Летний сад был полностью публичным парком – по крайней мере, для "чистой " публики. С 1826 года по аллеям даже разрешили верховую езду.
При этом, до эпохи классицизма, то есть, до конца восемнадцатого века, Летний сад выглядел ощутимо иначе. Петр I заложил его как дворцовый парк – хронологически, первый в стране. То есть, место для достаточно массовых, однако не слишком свободных людских сборищ. В духе петровского времени, это был так называемый "регулярный французский парк" с геометрически прочерченными дорожками, плотными стенами низкорослой растительности причудливой конфигурации – так называемыми боскетами, многочисленными фонтанами (Петергофа еще не было и Петр на примере Летнего сада демонстрировал подданным прелесть фонтанизации). Аналогичным образом, в раннем Летнем саду размещалось множество всевозможных строений и заведений – кофейня, оранжерея, зверинец, голубятня, прорытый канал, декоративные мостики и т.д. Разумеется, и чувствовали себя посетители того Летнего сада иначе, чем наши современники и их ближайшие предки: в соответствии с мировоззренческими реалиями тех времен, человек должен был ощущать себя частью некоторого правильного, строго регламентированного порядка, выполняющей правильным образом возложенную на него функцию – и именно от этого и получающего удовольствие. Понятно, что такое использование не слишком вязалось с функцией публичного городского парка, а потому все эти многочисленные павильончики, каналы и т.д. постепенно были демонтированы, фонтаны засыпаны – благо, желающему увидеть в этом плане что-то впечатляющее стал доступен Петергоф. К тому же подросли деревья, что уже никак не вписывалось в образ французского парка, зато как нельзя лучше соответствовало английскому ландшафтному. Важно еще то обстоятельство, что от большей части демонтированного осталось лишь примерное место на плане Летнего сада или, в лучшем случае, некие фрагменты фундаментов – ни масштабных чертежей, ни даже достоверных изображений до нас не дошло.
Еще в семидесятые годы XX века специалисты начали обоснованно тревожиться по поводу состояния парка: практически все в нем – от травяного покрова и деревьев до Летнего дворца – требовало безотлагательного ремонта. Особо плачевно было состояние статуй, чей мрамор изъела кислотная питерская атмосфера. В советское время, разумеется, средств на требуемые работы не находилось – это сейчас многие считают СССР таким раем для культурных проектов. На самом же деле, это было время исключительно безразличного отношения к культурному наследию – хотя, безразличие имело несколько иную, нежели сегодня природу.
Стало быть, всерьез обсуждать вопрос стали лишь во второй половине девяностых, а реальные возможности финансирования работ появились лишь в следующем десятилетии. И тут случился целый ряд интересных событий. Во-первых, Летний сад сменил административную подчиненность, став филиалом Государственного Русского музея. Это учреждение четверть века возглавляется В. А. Гусевым, недоброжелатели которого считают научную деятельность вверенного ему учреждения – преимущественно, профанацией, а экспозиционную – в значительной мере проституцией. Зато, как говорят, Гусев имеет очень хорошие связи на вышних этажах московской власти…
После чего начали разрабатывать проектную документацию.
Исходное техзадание музейщиков было признано слишком скромным и малоамбициозным (ворчун бы сказал – малоемким для откатов и распилов). И заменено иным, чей бюджет вырос в несколько приемов раз в пять. Родился проект, согласно которому, в значительной степени провозглашалось восстановление состояния сада на начало XVIII века.
Казалось бы, подобное невозможно по трем независимым причинам: во-первых, нет, как мы уже сказали, достоверной информации о том, как тогда было. Во-вторых – регулярный парк в центре города практически неудобен – это поняли еще при Екатерине, и не верилось, что нынешние власти глупее тех НАСТОЛЬКО. И, в-третьих – федеральный закон номер 73 прямо и недвусмысленно запрещает любое новое строительство на объектах культурного наследия.
Но, как показала практика лужковской работы с памятниками московской старины, перед волей администратора пасуют и законы, и здравый смысл
В итоге, в 2008 году сад закрыли и к 2012 сделали именно то, что хотели сделать."Что же получилось?
Генерально : Летний сад стал похож на садоводство с фонтанами
читать дальшеАллеи стали намного шире— в точь точь подъезд к садоводству ,осталось только заасфальтировать!
Везде заборы, научно называемые боскетами.
Это подсознание— видать ,у автора проекта есть дача!
Грядки с лекарственными растениями.А где же гладиолусы?
Моя теория о даче блестяще подтверждается!
А ещё есть тупики, пригодные разве для того, чтоб отлить/выпить/ потискать.
И даже это не сделать ,потому что кругом камеры видео наблюдения.
Статуи неестественно белые ,как пластмассовые.
"Как выяснилось, представители Русского музея не понимают жалоб горожан, называя их не обоснованными. Они отмечают, что еще в момент закрытия сада на реставрацию в Летнем 25 скульптур, т. е. примерно четверть, были копиями. Если у кого-то есть желание ознакомиться с оригиналом, то для этого можно посетить Михайловский замок. Изготовить скульптуры из мрамора, конечно, было бы можно, если бы позволяло финансирование, а так пришлось довольствоваться мраморной крошкой."
Полное нахальство! Лучше бы деньги потратили на статуи, а не на новоделы и заборы!
Подробнее: www.rosbalt.ru/piter/2012/09/25/1038658.html
Некоторые скульптуры осовременены с особым изяществом: заклеить цезарю сосок крест-накрест — это уже из области сексуальных игр.
Опять же подсознание :теперь мы знаем ,что у автора проекта происходит на даче!
Одним из козырей переделки сада стало устройство фонтанов на манер петровских времен.
Фонтан «Коронный»,похожий на фонтаны ВДНХ.
Остальные ,правда, ничего.
И это тоже ничего.
Всегда любила берсо!
В целом сад производит странное впечатление: остатки английского парка среди регулярного французского парка.
Особенно круто выглядит среди забав петровского времени памятник Крылову.
Крылов в окружении забора.
А вообще мне показалось, что скульптур стало меньше.Мнение экспертов: Летний сад превратили в новодел, игнорируя законодательство:
Общественный научно-экспертный совет по культурному наследию при Петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) рассмотрел на расширенном заседании итоги 1-й очереди реконструкции Летнего сада.
На нем члены совета констатировали, что проект капитального ремонта с элементами воссоздания ансамбля-памятника Летний сад и его реализация, завершенная в мае 2012 года, противоречат Федеральному закону.
По словам экспертов, реконструкция ансамбля с ориентацией на первую половину XVIII века привела к уничтожению большей части элементов последующих строительных этапов, связанных с постепенным превращением сада при царской резиденции в городской общедоступный сад. Так, полностью исчезла такая важная черта Летнего сада XIX – XX веков, как его "прозрачность", появилась новая расстановка скульптур и т.д.
По данным ВООПИиК, реконструкция Летнего сада противоречит законодательству, поскольку не сохранила подлинность объекта. "В результате проведенных работ из 27 объектов, которые по проекту должны существовать в обновленном ансамбле сада, 18 (66%) являются полными новоделами, таким образом, ансамбль в значительной степени утратил аутентичность", — подчеркивают эксперты.
При этом руководство КГИОП после мая 2008 года, игнорируя неоднократные просьбы экспертов, ни разу не выносило на обсуждение совета по охране культурного наследия при правительстве Петербурга вопросы, связанные с завершением проектирования восстановительных работ по Летнему саду. "Необоснованные решения" согласовывались "единолично".
"Мы требуем, чтобы федеральные и региональные органы государственной охраны наследия возобновили практику обязательного рассмотрения концепций и проектов реставрации всех выдающихся памятников истории и культуры на научно-методических советах с последующим строгим контролем за осуществлением принятых решений", — подчеркивается в заключении совета.
Причем тут Эрмитаж? А притом что там реставрировали наконец " Собственный Садик" Екатерины Второй.
И сделано это было так прекрасно ,что не передать никакими словами.
Очень уж велик контраст.
Такие дела...
ссылки
www.baltinfo.ru/2012/05/15/Letnii-sad-epokha-Pe...www.rosbalt.ru/piter/2012/06/18/993811.htmlpolit.ru/article/2012/06/24/farewell/Фотки были взяты здесь:
aliveserg.livejournal.com/250492.htmlridus-news.livejournal.com/607808.htmlwww.tourister.ru/responses/id_3601