Вам помочь или не мешать?
читать дальше
Когда то статую Гудона купила Екатерина, которая одно время переписывалась с Вольтером.
Её поставили в галерее, выходящей окнами на Неву . Там Екатерина устроила прекрасную библиотеку. Секретарь Вольтера привез его книги, и на новом месте их расставили в точности в том же порядке, что и дома, а в нише одной из библиотечных стен и поместили знаменитую скульптуру работы Гудона — сидящий Вольтер. В добиблиотечные времена она хранилась в Эрмитаже рядом с Аполлоном Бельведерским. Екатерина считала, что Вольтер должен видеть только равных себе.
А потом во Франции свершилась Революция и начался Террор. Екатерина не сомневалась, что волна революции захлестнет и Россию.
Статую Гудона императрица сослала на чердак и строго-настрого запретила придворным даже смотреть на нее. Её сыну Павлу было не до Вольтера и статуя так и простояла там, где её поставили.
После Павла на трон сел его сын Александр. Он начал проводить реформы, открыл библиотеку и вернул статую Вольтера на прежнее место. Но затем в Россию вторглась наполеоновская армия. Все французское объявили враждебным, а библиотеку снова закрыли.
Место Александра занял его брат Николай. Его царствование началось с разгрома восстания декабристов, и все время николаевского правления продолжались репрессии.
Вольтера Николай ненавидел особенно люто.
Увидев статую Гудона он сказал: «Уничтожьте эту хихикающую старую обезьяну…»
Кто-то спрятал скульптуру в библиотеке — единственном месте, куда Николай никогда не заходил.
Следующий царь, Александр Второй, освободил Финляндию и отменил крепостное право. Он решил использовать библиотеку для других целей, потому что коллекция картин к тому времени сильно выросла. Книги Александр велел перенести в другое место, в Публичную библиотеку Петербурга.
Статуя тоже переехала: ее погрузили в сани и перевезли на Невский проспект
Преемник Александра Второго, тоже Александр, приобрел еще одно книжное собрание, библиотеку Дидро.
Александр Третий подумал, что эти книги лучше всего отправить в Публичную библиотеку
А статуя Вольтера вернулась в Эрмитаж.
И вот тут- то произошла очень интересная история.
Александр Третий часто страдал бессонницей.
И имел привычку во время бессонницы прогуливаться по Эрмитажу.
Он гулял один , его два камердинера оставляли ему канделябр и сами оставались сзади приблизительно на три зала, так ,чтобы если царю было что- то надо, он мог их позвать.
И вот в один прекрасный день Александр Третий зашел в хорошо знакомую при свете дня
залу ,где стоял Вольтер. И вдруг камердинеры услышали крик и звук падения и поспешили к царю.
Царь ,который свободно гнул пятаки ,лежал в обмороке.
Когда его привели в чувство ,первое ,что он сказал:" Он встает!" и показал на статую.
Статую сразу же упрятали в одну из царских резиденцией, где она благополучно достояла
до 1917 года и была опять возвращена в Эрмитаж.
Обморок Александр Третьего имел все основания.
Я вообще не понимаю, зачем он ночью ходил по Эрмитажу.
При неверном свете свечи что хочешь может привидеться.
По моему, ночью в Эрмитаже очень страшно.
Там много портретов и все они смотрят на тебя!
Что касается Вольтера , то он действительно встает.
Вот что говорят об этом экскурсоводы и искусствоведы:
"Еще издали вырисовывается фигура согбенного старика - статуя замыкает анфиладу выставочных залов. При фронтальном подходе поза Вольтера воспринимается как спокойная, наклон мало заметен. Лицо задумчиво и сдержанно, и как бы вторя духу размышления, спокоен медлительно льющийся поток складок.
Уже следующий шаг вправо все меняет. Выявляется профиль лица, обостренный и колючий; линия силуэта резко ломается, обнажая предельную насмешливость выражения. Склонившееся тело тянет за собой ткань плаща. Раздвинутые пальцы левой руки впились в ручку кресла.
Сзади фигура с первого взгляда кажется ослабевшей - она как бы осела; крупные складки одежды скрыли тело, голова ушла в плечи. Но движение фигуры не затухает, а скорее набирает силу. Оно становится заметнее при продолжении обхода статуи; его создает поворот немного склоненной головы, напряженно отодвинутая назад левая рука.
Еще шаг - и внимание привлекает правая рука; она опирается на кресло, принимая на себя тяжесть наклонившегося тела. Ткань взметнулась вокруг руки сложными изломами; по их поверхности бежит свет, играя на выпуклостях и затухая во впадинах, скользя по отчетливому узору резьбы подлокотника.
Следующая точка зрения - самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него - в пространство. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Пирамидальное построение, очевидное и при фронтальном подходе, дает статуе монументальную уравновешенность всех частей.
Не знаю как "монументальную уравновешенность", но обходить статую со всех сторон
после экскурсии мне как- то расхотелось.
Но будете в Эрмитаже— попробуйте. Мы сравним впечатление!
www.booksite.ru/localtxt/mon/ume/nts/sto/53.htm
mreadz.net/new/index.php?id=51239&pages=119
Когда то статую Гудона купила Екатерина, которая одно время переписывалась с Вольтером.
Её поставили в галерее, выходящей окнами на Неву . Там Екатерина устроила прекрасную библиотеку. Секретарь Вольтера привез его книги, и на новом месте их расставили в точности в том же порядке, что и дома, а в нише одной из библиотечных стен и поместили знаменитую скульптуру работы Гудона — сидящий Вольтер. В добиблиотечные времена она хранилась в Эрмитаже рядом с Аполлоном Бельведерским. Екатерина считала, что Вольтер должен видеть только равных себе.
А потом во Франции свершилась Революция и начался Террор. Екатерина не сомневалась, что волна революции захлестнет и Россию.
Статую Гудона императрица сослала на чердак и строго-настрого запретила придворным даже смотреть на нее. Её сыну Павлу было не до Вольтера и статуя так и простояла там, где её поставили.
После Павла на трон сел его сын Александр. Он начал проводить реформы, открыл библиотеку и вернул статую Вольтера на прежнее место. Но затем в Россию вторглась наполеоновская армия. Все французское объявили враждебным, а библиотеку снова закрыли.
Место Александра занял его брат Николай. Его царствование началось с разгрома восстания декабристов, и все время николаевского правления продолжались репрессии.
Вольтера Николай ненавидел особенно люто.
Увидев статую Гудона он сказал: «Уничтожьте эту хихикающую старую обезьяну…»
Кто-то спрятал скульптуру в библиотеке — единственном месте, куда Николай никогда не заходил.
Следующий царь, Александр Второй, освободил Финляндию и отменил крепостное право. Он решил использовать библиотеку для других целей, потому что коллекция картин к тому времени сильно выросла. Книги Александр велел перенести в другое место, в Публичную библиотеку Петербурга.
Статуя тоже переехала: ее погрузили в сани и перевезли на Невский проспект
Преемник Александра Второго, тоже Александр, приобрел еще одно книжное собрание, библиотеку Дидро.
Александр Третий подумал, что эти книги лучше всего отправить в Публичную библиотеку
А статуя Вольтера вернулась в Эрмитаж.
И вот тут- то произошла очень интересная история.
Александр Третий часто страдал бессонницей.
И имел привычку во время бессонницы прогуливаться по Эрмитажу.
Он гулял один , его два камердинера оставляли ему канделябр и сами оставались сзади приблизительно на три зала, так ,чтобы если царю было что- то надо, он мог их позвать.
И вот в один прекрасный день Александр Третий зашел в хорошо знакомую при свете дня
залу ,где стоял Вольтер. И вдруг камердинеры услышали крик и звук падения и поспешили к царю.
Царь ,который свободно гнул пятаки ,лежал в обмороке.
Когда его привели в чувство ,первое ,что он сказал:" Он встает!" и показал на статую.
Статую сразу же упрятали в одну из царских резиденцией, где она благополучно достояла
до 1917 года и была опять возвращена в Эрмитаж.
Обморок Александр Третьего имел все основания.
Я вообще не понимаю, зачем он ночью ходил по Эрмитажу.
При неверном свете свечи что хочешь может привидеться.
По моему, ночью в Эрмитаже очень страшно.
Там много портретов и все они смотрят на тебя!
Что касается Вольтера , то он действительно встает.
Вот что говорят об этом экскурсоводы и искусствоведы:
"Еще издали вырисовывается фигура согбенного старика - статуя замыкает анфиладу выставочных залов. При фронтальном подходе поза Вольтера воспринимается как спокойная, наклон мало заметен. Лицо задумчиво и сдержанно, и как бы вторя духу размышления, спокоен медлительно льющийся поток складок.
Уже следующий шаг вправо все меняет. Выявляется профиль лица, обостренный и колючий; линия силуэта резко ломается, обнажая предельную насмешливость выражения. Склонившееся тело тянет за собой ткань плаща. Раздвинутые пальцы левой руки впились в ручку кресла.
Сзади фигура с первого взгляда кажется ослабевшей - она как бы осела; крупные складки одежды скрыли тело, голова ушла в плечи. Но движение фигуры не затухает, а скорее набирает силу. Оно становится заметнее при продолжении обхода статуи; его создает поворот немного склоненной головы, напряженно отодвинутая назад левая рука.
Еще шаг - и внимание привлекает правая рука; она опирается на кресло, принимая на себя тяжесть наклонившегося тела. Ткань взметнулась вокруг руки сложными изломами; по их поверхности бежит свет, играя на выпуклостях и затухая во впадинах, скользя по отчетливому узору резьбы подлокотника.
Следующая точка зрения - самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него - в пространство. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Пирамидальное построение, очевидное и при фронтальном подходе, дает статуе монументальную уравновешенность всех частей.
Не знаю как "монументальную уравновешенность", но обходить статую со всех сторон
после экскурсии мне как- то расхотелось.
Но будете в Эрмитаже— попробуйте. Мы сравним впечатление!
www.booksite.ru/localtxt/mon/ume/nts/sto/53.htm
mreadz.net/new/index.php?id=51239&pages=119
Боюсь, что меня закроют и я там останусь.Там ,конечно, всё проверяют перед закрытием,
но я считаю ,что бережённого бог бережёт.
А царь испытал на себе силу искусства!
Я там пары прогуливала.
Но в принципе я не то чтобы не люблю портреты ...
Самым ужасным местом в старом Шерлоке Холмсе для меня был момент,
когда Шерлок Холмс показал на портрете Гуго Баскервиля и стало ясно, Степелтон тоже Баскервиль.
Вдруг из старинного портрета появился другой портрет до ужаса похожий.