Но всё по порядку.
Сначала о курфюсте Солнце , Августе Сильном.

читать дальшеКурфюрст Саксонии и одновременно король Польши Август II Сильный имел 700 любовниц, от которых у него было 354 ребенка. Август был красив, как карточный король, неглуп и всегда жизнерадостен. Рост имел исполинский и такую же силу. Одной рукой он ломал подковы, сплющивал серебряные кубки и тарелки, поднимал чугунное ядро весом 450 фунтов. Король был неутомим в танцах, на пиру и охоте, отлично стрелял и фехтовал, получал призы в рыцарских забавах. Он был всегда элегантен и галантен с дамами.
Завистники утверждали, что Август брал женщин не столько благодаря перечисленным выше мужским достоинствам и сексуальной прыти, сколько благодаря некоему известному только ему секрету. С этим секретом самый последний замухрыха может овладеть первейшей красавицей.
Однако анализ любовных похождений короля показывает, что никакой тайны здесь не было. Феноменальный успех короля у женщин имел материальные причины.
На первых порах одной (и не самой главной) причиной являлась его юность.
Когда Августу исполнилось 17 лет, отец отправил его в путешествие по Европе. В Мадриде юноша влюбился в замужнюю маркизу Мансера. Женщина не устояла, а у ревнивого супруга зародились подозрения. Он нанял киллеров. Те подстерегли тинейджера, когда тот возвращался на рассвете со свидания. Август отбился, а маркизе не повезло: муж заставил ее выпить яд.
В Венеции уже в Августа влюбилась прекрасная вдова. Некоторое время парень был на верху блаженства. А потом как-то застал любимую в объятиях монаха! С горя пошел к проституткам и запил…
Эти и другие похождения стоили немалых денег. Не пойдешь же к женщине с пустыми руками? Да еще подкупать надо служанок, сторожей, сводней и пр. И проститутки за спасибо не отдаются… Но Августу на деньги было наплевать. Все расходы шли из кармана папаши, который тщетно тормозил сына.
С цепи Август окончательно сорвался, когда после смерти отца сам стал курфюрстом.
В 22 года Август женился на принцессе Христине Эбергардине из захудалого немецкого княжества. Мать надеялась, что супружество угомонит разгулявшегося отпрыска. На первых порах ее надежды будто бы оправдывались, а затем горшок раскололся: жена надоела Августу. Он снова ударился в загул.
Стать аскетом он не мог ещё и потому, что придворные дамы негласно выстроили к нему длинную очередь. Первой стояла фрейлина мамаши фон Кессель. За ласки Август подарил ей украшения и посуду стоимостью 60 тысяч талеров. На последовавшем вскоре балу фон Кессель появилась вся в брильянтах.
Мать и жена Августа сразу смекнули, откуда у бедной фрейлины вдруг взялись такие ценности. Они вытащили деваху из рядов танцующих, в темном углу отшлепали туфлями и посулили упечь в психушку. Скандал замяли, а фон Кессель потом выдали замуж за фельдмаршала Хаугвица.
Далее в очереди внимание привлекает Аврора Кенигсмарк. Среди стоявших перед ней и за ней бесцветных девиц фон Кенигсмарк выделялась умом и воспитанием.

Аврора Кенигсмарк.
Король открыто ухаживал за красоткой. Он задавал в ее честь пышные праздники, дарил роскошные наряды и украшения.
Жена и мать дали как следует и Авроре. Но она не обиделась, а превратила их в своих подруг. Втроем эти женщины пытались укротить закусившего удила жеребца. Однако силенок им не хватило.
Август тем временем влюбился в немолодую, страшноватую и замужнюю графиню Эстерле. На следующий день он послал Эстерле нежное письмо и серьги стоимостью 40 тысяч гульденов. Тетка поняла, что напала на золотую жилу, и отдалась с ходу.
Параллельно с Эстерле Август имел и других любовниц. Графиня также меняла любовников, как перчатки. Она их покупала на деньги, полученные от короля. Мотовка Эстерле стоила Саксонии немало денег. В том числе русских, ибо в то время Саксония и Россия воевали со Швецией. Царь Петр давал союзнику огромные деньги на вооружение солдат, а Август транжирил их на женщин.
А вот эта история, являющаяся уникальной в своем роде, началась осенью 1704 года. Во время пирушки в узком кругу, участие в которой принимал и Август, зашла речь о женщинах. Выяснилось, что у одного из бражников, Гойма, есть жена-красавица, которую никто не видел.
Гойма напоили и вынудили обещание представить супругу ко двору. При первом же появлении Анна Гойм произвела фурор. Тогда ей было 24 года. Кожа у нее была свежей, как весна, щеки то вспыхивали пурпуром, то ослепляли белизной, а обольстительный взгляд сводил мужчин с ума.

Графиня Коссель
Август влюбился в Анну, не сходя с места. На следующий день предложил ей стать любовницей и… получил высокомерный отказ. Анне не улыбалась роль очередной мягкой игрушки короля. Кроме того, она не собиралась изменять мужу, хотя давно уже его не любила.
Это Августа распалило. Начались уговоры, длившиеся несколько месяцев. Анна была непреклонна и в то же время оставляла лазейку.
Потеряв терпение, Август однажды пришел к Анне с сотней тысяч золотых монет, швырнул их перед ней на пол и потребовал дать положительный ответ.
Анна выдвинула ряд условий. Главным из них было письменное обещание короля жениться на ней и устроить развод с мужем. Август немедленно согласился и тут же получил доступ к телу. Добившись своего, выл от восторга.
Сразу же после развода Анна переехала в особняк при королевском дворце. Она окунулась в бурную придворную жизнь, полную веселья и интриг. Вскоре король дал ей титул графини Коссель, с которым она и вошла в Историю.
Анна стала фактической королевой Саксонии и Польши при живой супруге Августа. У нее завелись враги, но тронуть ее они боялись, ибо король совсем потерял голову из-за своей страсти.
Анна родила Августу двух дочерей и сына. Король официально признал их своими детьми. С каждым годом она, казалось, только молодела. Ею восхищались, ее прославляли, ей поклонялись… Но после десяти лет безумной страсти Август начал охладевать к любовнице. Это заметили враги графини Коссель.
Генерал граф Флемминг, заклятый враг Анны, нашел королю новую любовницу - очаровательную польку Марысю Денгоф. Марыся быстро вытеснила графиню из сердца Августа. А ее мамаша собственноручно уложила доченьку в королевскую постель.
Узнав об этом, Анна пообещала прострелить Августу голову. Стреляла она отменно, и король струхнул. Он стал всячески избегать бывшую любовницу и требовал вернуть письменное обязательство жениться на ней. Анна возмущенно отказывалась.
Между бывшими любовниками разгорелась война. Но силы были неравны: Анна оставалась одна, а на стороне Августа находилась изощренная в подлостях придворная камарилья. Она пустила в ход угрозы, шантаж, провокации… Но Анна расписку так и не вернула.
В итоге графиня Коссель была вынуждена покинуть дворец Четырех Времен Года. После ряда приключений ее помещают в замок Пильниц. Это был фактический арест. После неудачного побега в Пруссию Анну переводят в замок Столпен. Местом ее заключения становится верхний этаж башни Святого Яна.
Содержат графиню в полной изоляции от людей, лишив даже права свидания с детьми.
В башне Анна проводит почти полвека, до смерти, последовавшей в 1765 году. После кончины Августа в 1733 году ей предложили выйти на свободу, но графиня отказалась. Она привыкла к своей тюрьме, и общество людей ее утомляло. Анна много читала, занималась магией и каббалистикой. В виртуальном мире ей было намного интереснее, чем в реальном.
Туристам, посещающим Саксонию, обязательно показывают башню Столпена, в которой около пятидесяти лет томилась женщина, поверившая обещанию короля.
На мой взгляд графиня Коссель пала жертвой своей жадности.
Видимо, никто ей вовремя не сказал ,что жадность это плохо
А вот если кто нибудь вовремя сказал бы ей, что жадность — это плохо, всё могло кончится иначе.
Август действительно был Сильный по женской части: он имел семь официальных фавориток: фрейлейн фон Кессель, Аврора фон Кёнигсмарк, графиня Эстерле, княгиня Любомирская-Тешен, графиня фон Козель, графиня фон Денхоф и графиня Оржельская, побочная дочь Августа II Сильного и Генриетты Дюваль-Ренар, - наряду с которыми наибольшую известность получили также маркиза де Монсера, венецианская куртизанка Тромперсия, фрейляйн фон Дискау, Генриетта Дюваль-Ренар, танцовщица Брюссельской Опера Дюпарк, фрейляйн фон Остерхаузен и многие, многие другие, о чьих именах история умалчивает),
Август Сильный был фактическим основателем знаменитых художественных музеев Дрездена,
Галереи старых мастеров:

Галерея драгоценностей "Зелёные своды":



Постоянно нуждаясь в деньгах, Август держал при дворе целый штат алхимиков и авантюристов, пытавшихся получить золото.
Один из них, Иоганн Бёттер, вместо золота изготовил фарфор.
При Августе в Майсене была построена первая в Европе фарфоровая мануфактура.


В Дрездене Августу Сильному поставлен памятник Золотой Всадник.
Как ни странно в каких то ракурсах он похож на Медного Всадника.
читать дальше

И имя его в Дрездене упоминается так же часто ,как в Санкт Петербурге имя Петра Первого.
Хотя военных и экономических побед у него ,в отличие от Петра Первого, нет.
Ну а теперь о лунном или сказочном короле Людвиге II Баварском.

читать дальше
Вокруг жизни Людвига II Баварского так много мифов, что уже трудно разобраться, где правда, а где вымысел. Он сам сложил о себе сказку, загадку, которую до сих пор разгадывают.
«Я загадка. И хочу остаться вечной загадкой. Для себя и для других», – говорил Людвиг.
Сведения о «сказочном короле», как называли Людвига баварцы, крайне противоречивые, также как и свидетельства о его таинственной смерти
Будущий король Баварии родился 25 августа 1845 года в Мюнхене во дворце Нимфенбург первым ребёнком у баварского кронпринца из рода Виттельсбахов Максимилиана II и кронпринцессы Марии Фридерики Прусской.
При крещении он получил полное имя Отто Фридрих Вильгельм Людвиг , но по настоянию дедушки – короля Людвига I- ребёнка стали называть Людвигом.
Красивый, талантливый и не по годам развитый, Людвиг был гордостью своего деда — прусского принца Фридриха-Вильгельма. Тот считал внешность внука совершенной и особенно восхвалял его синие глаза, о которых известный французский психиатр Морель, после встречи с ребёнком, говорил: «Эти глаза предвещают безумие».
Своё детство Людвиг провёл в замке родителей Хоэшвангау ("Лебедином замке") – летней и охотничьей резиденции Виттельсбахов. По преданию, династия Виттельсбахов, к которой принадлежал Людвиг II, берёт начало от средневековых рыцарей, замок которых располагался у "Лебединого озера" – Шванзее.
Исторический замок Гогеншвангау был построен в XII веке между двух горных озер – Шванзее (Лебединое озеро) и Альпензее (Альпийское озеро). Замок сильно пострадал во время наполеоновских войн 1800-1809 годов; от него остались руины. Романтически настроенный принц Максимилиан купил руины замка и в 1832-1836 годах построил свою летнюю резиденцию Хоэшвангау.


Стены замка, в котором жил юный Людвиг, украшали сцены из средневековых легенд, в том числе и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
В средние века баварские менестрели воспевали подвиги «Лебединых рыцарей», совершённые в этих краях во славу Святого Грааля – чаши, в которую была собрана кровь Спасителя.
Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» рассказывает о скрытом от всех смертных замке в Альпах по имени Монсальват, где будто бы хранится Чаша Грааля — священный сосуд, содержащий несколько капель крови Христа. Мечтал её добыть и английский король Ричард Львиное Сердце. Хранителем чаши был Парцифаль – отец Лоэнгрина. На лодке, влекомой Белым Лебедем по лебединому озеру, Лоэнгрин приплывает на помощь Эльзе, герцогине фон Брабант. Он спасает её, но просит никогда не спрашивать его имя. Когда Эльза однажды нарушает запрет, Лоэнгрин должен вернуться к Святому Граалю.
Людвиг очень часто представлял себя на месте сказочных персонажей. Но особенно будоражил его воображение лебединый рыцарь Лоэнгрин.


Зал лебединого рыцаря
Представляет собой бывшую столовую, настенная живопись которой поражает своим великолепием. Здесь гости замка могут видеть изображения, посвященные лебединому рыцарю Лоэнгрине.

Зал героев
Картины в этом зале отображают часть эпопеи о Дитрихе фон Берне, в частности сагу о Велькине. Примечательно, что это сказание было потеряно и забыто в Германии, однако в XIII веке, благодаря пересказу, сага вновь стала известной.
Мальчик действительно отличался странностями: он не любил общаться со сверстниками, предпочитая детской компании долгие прогулки по лесам в одиночестве. Часами наблюдая за природой, ребёнок жил в особенном, только ему одному понятном мире, среди созданных образов и невероятных фантазий.
Людвиг с детства любил театр, участвовал в домашних спектаклях. Ещё в ранней юности Людвиг проявлял большой архитектурный талант. Будущий король обладал романтическим и мечтательным складом характера, обожал музыку, природу и поэзию и совершенно не готовился к управлению страной.
Родители не уделяли внимания детям: Людвигу и его брату Отто. Дети воспитывались в системе запретов и наказаний. Маленьким принцам приходилось выпрашивать у прислуги сладости, которые им были запрещены. Со стороны отца воспитание сводилось лишь к наказаниям. Он лично сёк детей. Поэтому юный мечтательный Людвиг искал убежище в романтическом мире сказок.
Возможно, в детстве Людвига перекормили сказками, которые ему рассказывал сам Ганс-Христиан Андерсен, специально приглашаемый для этого родителями.
При воспитании будущего короля, как это часто бывает, личные желания и природные наклонности ребёнка в расчёт не принимались.
Согласно распорядку дня, составленному для 12-летнего Людвига, вставал он в будние дни в 5:30. Сначала следовали утренняя прогулка, завтрак, приготовление уроков. Затем на дом приходили учителя, которые в зависимости от дня недели учили его каллиграфии, католической религии, баварской истории, математике, геометрии, латыни, древнегреческому и французскому языкам.
После обеда с перерывом на 2-хчасовую прогулку наследника обучали фехтованию, верховой езде, рисованию, игре на клавире и танцам. Даже для общения с матерью было отведено специальное время. По воскресеньям было занятие только по религии.
В 1863 году Людвиг поступает в Мюнхенский университет, где он хочет получить разностороннее образование, посещая лекции как по гуманитарным, так и по точным наукам, но уже в 1864 году вынужден прервать учёбу в связи со скоропостижной смертью своего отца.
Любопытно, что свои первые карманные деньги Людвиг получил в возрасте 18 лет, за несколько месяцев до того, как он стал правителем 5-тимиллионного королевства.
Когда Людвигу было шестнадцать лет, в его жизни произошло событие, во многом определившее его судьбу. 2 февраля 1861 года он присутствовал на представлении оперы знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Музыка Вагнера потрясла Людвига, и с той поры он стал страстным поклонником композитора.
Людвига называли самым красивым королём Европы. Он был писаным красавцем ростом 1 м 91 см, с пышными тёмно-каштановыми вьющимися волосами и огромными мечтательными глазами. Современников поражали своим необыкновенным выражением глаза Людвига. Их цвет менялся от светло-голубого до чёрного в зависимости от расположения духа короля.
Женщины души не чаяли в молодом красавце. Но Людвиг всю жизнь был влюблён только в одну женщину – в свою кузину, австрийскую императрицу Елизавету, более известную под именем Сисси.
Её считали самой красивой женщиной тогдашней Европы. Но жениться на ней Людвиг не мог.

Австрийская императрица Елизавета
Искренне и трепетно любившая своего брата Людвига, Елизавета тем не менее стала замечать, что его отношение к ней носит вовсе не родственный характер.
Поэтому кузина решила женить баварского короля на своей младшей сестре Софи.
На этот брак было запрошено разрешение у Папы Римского, поскольку жених и невеста состояли в близком родстве. Приготовления к свадьбе велись с большим воодушевлением, уже была готова свадебная карета стоимостью в 1 миллион гульденов.
Но Людвиг всё время откладывал момент свадьбы, к которой всё уже было готово.
Разгневанный отец невесты поставил ультиматум: если король не согласен жениться на его дочери 28 ноября, то он расторгнет эту помолвку. Людвиг с радостью ухватился за этот предлог. «Твой жестокий отец разлучил нас», – написал он невесте. После чего с облегчением выбросил бюст Софии в окно.
Разрыв помолвки ошеломил не только родителей Софии, но и родню Людвига и высшую знать.

София Шарлотта Августа Баварская
Однако никто не догадывался, что спустя три дня после помолвки с королём Людвигом Софи влюбилась в коммерсанта Эдгара Ханфштенгля и тайно встречалась с ним.
«Я не люблю Людвига, но я не хочу, чтобы он об этом узнал».
Она хотела стать королевой, и при этом иметь любовника.
После расторжения помолвки, Людвиг писал Рихарду Вагнеру, что чувствует себя выздоровевшим от смертельно опасной болезни.
С тех пор Людвиг отказывался от всех навязываемых ему браков и возненавидел всех женщин.
Единственная женщина, которую Людвиг II выносил была принцесса Гизела, жена принца Леопольда (дяди Людвига). По своим странностям и эксцентричности принцесса Гизела не только походила на Людвига II, но даже превосходила его. Поэтому неудивительно, что король был милостив к человеку, который его понимал.
С матерью у Людвига никогда не было тёплых отношений, ни в детстве, ни в зрелом возрасте.
С годами он возненавидел мать и называл её не иначе как «вдова моего предшественника».
После вступления на престол юный король с усердием выполнял свои обязанности государя. Почти каждую неделю Людвига приглашали участвовать в заседании совета министров Баварии. Людвиг старался, но правил неумело. Вскоре ему надоела политическая жизнь
С большим желанием Людвиг занялся вопросами культуры.
Он считал, что в развитии искусства заложен мощный импульс развития всего государства.
Первым делом он пригласил к себе в Мюнхен Рихарда Вагнера. Людвиг писал Вагнеру: «С самого раннего детства вы были, не подозревая о том, единственной моей отрадой, наставником и учителем, лучшим другом, который беседовал с моим сердцем

Рихард Вагнер
4 мая 1864 года Людвиг лично познакомился со своим кумиром.
Когда они встретились, Людвиг опустился перед Вагнером на колени.
Молодой король буквально спас композитора от долговой тюрьмы.
Людвиг предоставил в распоряжение Вагнера свою загородную виллу и обещал оплачивать все его расходы, чтобы, как он писал в одном из своих писем к Вагнеру, тот «мог свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе восхитительного искусства».
Людвиг выделил деньги на музыкальную драму Вагнера «Кольцо Нибелунга», которую тот должен был написать за три года. Также король нашёл средства на строительство Дворца фестивалей в Байройте, где и сейчас ставят оперы Вагнера.
В Мюнхене Людвиг создал музыкальную школу и решил построить новый оперный театр, оборудованный в соответствии с требованиями вагнеровских опер.
Правительству, обеспокоенному ростом расходов короля на театр и музыку, не нравилась дружба с расточительным композитором.
В декабре 1865 года Людвиг был вынужден уступить требованиям правительства и его собственной семьи и выслал Рихарда Вагнера из Баварии.
Людвиг очень переживал случившееся. Все последующие годы, вплоть до смерти Вагнера в 1883 году, Людвиг постоянно с ним переписывался и перечислял деньги на театральные постановки в Байройте. Там по приказу короля Вагнер и был похоронен.
«Именно я первым признал художника, которого сегодня оплакивает весь мир», – любил повторять Людвиг. – «Вагнер – это величайший дар, который я могу принести моему народу. Вагнеру я обязан смелостью и верой в то, что я могу сделать что-то хорошее в жизни хотя бы в скромной роли посредника».
Страсть к вагнеровской музыке скоро перешла у Людвига в обожание самого Вагнера. Их даже подозревали в гомосексуальных отношениях. Но Вагнер резко отрицательно относился к гомосексуалистам.
Когда в 1866 году началась война с Пруссией, Бавария выступила на стороне Германского союза и Австрии. Людвиг всячески старался избежать войны. Ради этого он даже готов был отказаться от престола.
Но Людвиг не смог остановить войны. Всё что он мог, это заявить: «для меня этой войны не существует».
Людвиг передал военные дела в руки своих министров и уехал в Швейцарию на встречу с Рихардом Вагнером.
После поражения Баварии в войне, Людвиг отходит от управления государством.
Он удаляется в свои замки и руководит страной через послания.
От посещения публичных мероприятий король отговаривался зубной болью и головокружениями.
«Для меня невыносимо, когда тысячи людей пялятся на меня, я не могу постоянно улыбаться и расточать приветствия, задавать вопросы, которые меня совершенно не волнуют и выслушивать крайне неинтересные ответы на них».
Когда Людвиг окончательно понял, что проявить себя в качестве прогрессивного правителя он не сможет, король увлёкся строительством дворцов и замков. Самыми крупными и дорогими его проектами были сказочный замок Нойшванштайн, уединённая резиденция Линдерхоф и ,пожалуй ,самый крупный его проект замок Херренкимзее .
Замок Линдерхоф был построен в 1874–1878 годах на месте так называемого «королевского домика» его отца Максимилиана II. Линдерхоф является самым маленьким из трёх построенных Людвигом замков, но единственным достроенным до конца. При его постройке для снабжения светом была построена первая в мире тепловая электростанция

Линдерхоф – настоящий маленький Версаль. Всё в нём напоминает «короля-солнце» Людовика XIV, который был образцом для Людвига.






Под руководством королевского архитектора Георга Дольмана была построена "Королевская вилла" не в качестве представительского здания, а скорее как личное убежище, как место уединения удалившегося от мира короля

Хижина Хундинга
Глядя на хижину Хундинга, кажется, что это театральную декорацию просто переместили прямо на природу. Она была полностью оборудована всем необходимым театральным реквизитам и полностью оформлена известным декоратором и художником того времени – Кристианом Янка. Именно это место уносило Людовика II в дни театральных фестивалей, оживляло в душе «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера, захватывало дух вместе с драматическими событиями «Валькии», которая впервые была представлена королю в 1870 в Мюнхене. Здесь за стенами хижины притаился могучий ясень, как будто защищающий ее от разрушений. И именно здесь, в его ветвях скрывается Зигмунд, а затем встречает свою Зиглинду.
Грот Венеры
В 1876—1877 годах знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль построил в парке Грот Венеры — искусственную пещеру высотой более 10 м. Здесь ставили сцены из опер Вагнера. Чаще всего «Тангейзера».

Грот украшает картина, где легендарный менестрель изображен вместе с германской Венерой, языческой богиней Гольдой и нимфами на празднике Венериной горы в Герзельберге. В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, в воде плавали лебеди и нимфы (вода подогревалась), на островке танцевали. Для певцов была предназначена лодка в форме раковины
Система освещения, примененная здесь, считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов. Иногда Людвиг устраивал на воде «театр одного актера» наоборот: разместившись в лодке-раковине, он слушал любимые арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена.

Линдерхоф посвящен Солнцу. Символом солнца для Людвига являлся павлин, изображением этой птицы был украшен дворец и павильоны. Линдерхоф нельзя назвать жилищем в прямом смысле этого слова. Это храм божеству, это с точностью повторенная в Баварии XIX века обстановка, в какой жили когда-то у себя французские Бурбоны.
Дворец Линдерхоф – конечный результат длительного периода строительства и реконструкций, является единственным большим дворцом, который был закончен до смерти Людвига.
Под руководством королевского архитектора Георга Дольмана, создателя замка Нойшванштайн, была построена «Королевская вилла» (1870-1878). Интерьеры замка Линдерхоф посвящены, в основном, французскому королю Людовику ХIV, перед которым Людвиг II преклонялся. Так камин главного вестибюля украшает скульптурная мраморная группа «Апофеоз французского короля Людовика XIV». Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы - Ваттер и Пехман, Шпиц и Фрис, Шульц и Перрон, Квадлио и Гаушильд, они великолепно исполнили свою задачу. Король остался доволен их работой. Стены украшены живописными гобеленами и похожими на них картинами со сценами из светской и пастушьей жизни.
Внутри дворца все сверкает золотом, лепкой, гобеленами, дорогими тканями, зеркалами, драгоценной утварью и мебелью из розового дерева. В центре этой роскоши – Людовик XIV – на портретах, бюстах, статуях и безделушках.
Одетый в костюм Людовику ХI , Людвиг разгуливал по комнатам дворца и повторял всё то, что считал достойным из жизни французского монарха.
Посреди обеденной залы находился обеденный стол, который благодаря особому механизму мог спускаться вниз, в кухню, где слуги полностью сервировали его, затем, уже накрытый, стол снова поднимался в королевскую столовую.
Людвиг обедал один, но приказывал накрывать стол на 3-4 персоны. Во время трапезы он беседовал с духами представителей династии Бурбонов, мадам Помпадур, и был счастлив.
Культ Бурбонов нигде не нарушается чем-нибудь таким, что напоминало бы о владельце дворца, о короле баварском. Его инициалы скромно прячутся и заслоняются гербами, цветами, лилиями Бурбонов. Людвиг как бы оставался в тени и делал это сознательно, так как знал, что свое имя он вознесет на необыкновенную высоту в своем новом Монсальвате – Нойшванштайне, замке Белого лебедя,
Интерьер комнаты Линдерхофа можно увидеть здесь:
www.taxi-ru.de/guides-of-bayern/zamki/linderhof
www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post...
Я как то не думала, что дворец настолько прекрасен...
Замок Херренкимзее - последний и самый крупный, а также самый дорогостоящий из всех замков, возведенных для короля.



Замок Херренкимзее должен был стать монументом в честь абсолютной монархии.
"Он должен, - писал король в своих заметках, - стать, в известном смысле, Храмом Славы, в котором я желаю устраивать празднества в память Людовика XIV
В замке Херренкимзее были закончены строительством лишь важнейшие помещения: дворец в целом остался незавершенным. Фасад сада является точной копией садового фасада в Версале.

Всё остальные безумно красивые помещения дворца
вот здесь
www.liveinternet.ru/users/alefti/post373697087/
Помимо строительства замка Линдерхоф и замка Херренкимзее в 1868 году Людвиг задумал строительство замка Нойшванштайн , что в переводе с немецкого означает «Новый лебединый утёс».
«Я решил перестроить старый замок, – писал Людвиг Вагнеру. – Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое можно найти. Замок будет священным и неприступным».
Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Когда-то на этом месте располагался средневековый замок Шванштайн ("Лебединый утёс"). Во времена Людвига II от него остались только руины, которые сравняли с землёй, чтобы укрепить скалу.
Король приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки дворца. После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень в основание замка.
После строительства дороги и прокладки трубопровода, 5 сентября 1869 года, был заложен первый камень для строительства огромного замка. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. А мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т. н. «ведуты» (живописные изображения). В 1869—1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
Трудно себе представить, с какими проблемами приходилось сталкиваться во время всего строительства, и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 450 тонн цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 1845 гектолитров извести. Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из под Зальцбурга. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее «Объединение технического надзора» (TUV). В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью в готическом стиле, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.
В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив — то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау — преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский. На Нойшванштайн открывается красивый вид с ближайшего моста Marienbrücke.
В замке имелось театральное помещение, представления в котором, как правило, устраивались по ночам. Для этого из Мюнхена экипажи везли артистов, которые порой даже не знали, для кого поют, потому что чаще всего в зале находился один король, да и тот прятался за занавесками, чтобы быть абсолютно никем не замеченным. Нойшванштайн был освещён в соответствии с последними достижениями техники. Людвиг повелел провести в замок электричество, являвшееся по тем временам новинкой. Нередко, приказав зажечь свет во всех без исключения помещениях, король отправлялся на мост Marienbrücke, нависший над пропастью с бурным потоком, чтобы издали любоваться поистине сказочной картиной.
В конце Второй мировой в замке хранилась часть золота Рейхсбанка. В последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.
Нойшванштайн стал для Людвига своего рода проекцией его внутреннего мира.
Настенная живопись была для Людвига в конечном итоге средством ухода от реальности, ставшей горькой разочарованному в деле правления королю. До его смерти 13 июня 1886 г. была завершена только часть запланированных для нового замка картин. Некоторые картины возникли даже несколько позже.





спальня

Певческий зал
В певческом зале дворца три мюнхенских художника изобразили сагу о Парцифале Вольфрама фон Эшенбаха, в вестибюлях на четвёртом и третьем этажах - саги о Гудрун и Зигурде из северной Эдды.

Жилые помещения короля на третьем этаже главного здания содержат картины из саг о Тангейзере, Лоэнгрине, Тристане и Изольде.
Кроме художественного великолепия, замок воплотил в себе и самые передовые инженерные решения того времени. Здесь был установлен телефон, сделана канализация, проложены трубы, по которым шел теплый воздух, водопровод.

кухня

конюшня
На возведение Нойшванштайна из государственной казны была израсходована гигантская сумма – шесть миллионов золотых марок.
Когда министр финансов заявил королю, что денег у государства на постройку замка нет, и что государство и без того вошло в значительные долги, Людвиг II дал такой приказ в королевскую комиссию относительно дерзкого министра: «Высечь его, собаку, и потом выколоть ему глаза».
Людвиг обращался с просьбами займов в Бразилию, Стокгольм, Константинополь, Тегеран, а также к французскому правительству, обеспечивая за это нейтралитет на случай войны Франции с Германией.
и даже повелел одному из своих приближенных сколотить шайку из дворцовой прислуги, чтобы ограбить банки Вены, Берлина и Штутгарта
Всё это беспокоило Берлин, который следил за королём Людвигом.
Король пытался взять ссуды в Бразилии, Стокгольме, Константинополе, Тегеране, обращался с просьбой к французскому правительству и даже повелел одному из своих приближенных сколотить шайку из дворцовой прислуги, чтобы ограбить банки Вены, Берлина и Штутгарта. И все потому, что Людвигу были необходимы эти замки — только в их стенах он чувствовал себя спокойным и счастливым
Последние годы жизни Людвиг сидел в Государственном совете заслонённый экраном, и никто не видел его лица. Когда королю наскучили постоянные приставания министров, он подумывал совершить побег. Он хотел продать Баварию и купить себе необитаемый остров, где бы его не стесняли ни конституция, ни совет министров. Директору государственных архивов Людвиг II приказал отправиться в глубь Гималайских гор, чтобы найти там такую страну, где Людвиг мог бы царствовать неограниченным монархом. Подданный объездил Канаду, Кипр, Крит и даже Крым, чтобы отыскать такой укромный уголок, где бы его монарх мог прожить спокойно несколько лет.
На придворных обедах устраивали сервировку стола так, чтобы сидящие за столом были скрыты вазами и цветами, дабы король не мог видеть присутствующих.
Один из приближённых должен был в течение нескольких недель являться к королю в маске, так как повелитель не выносил его лица.
Посещая театр, король прятался в ложе, а позже приказал играть оперы лишь для себя одного.
Людвиг не смог построить идеальное царство Божьей Милости в своём королевстве, и потому решил построить небесный Иерусалим для одного себя.
Нойшванштайн стал своего рода монастырём для одинокого Людвига. Здесь он скрывается от людей и суеты, здесь он хочет быть ближе к Богу.
Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже.
В недостроенном замке Людвиг прожил всего 172 дня. После смерти короля в 1886 году все строительные работы были приостановлены. Уже через несколько недель после смерти Людвига II, замок открыли для посетителей, чтобы хотя бы частично компенсировать расходы.
До сих пор с замком связано много легенд. В годы Второй Мировой Войны здесь хранились произведения искусства и драгоценности из личной коллекции Гитлера, а также золото Рейхсбанка. Говорят, в последние дни войны сокровища были утоплены в одном из близлежащих озёр.
В 1869—1872 годах по указанию Людвига в горах был построен альпийский деревянный дом. Там с середины 1870-х годов король проводил в уединении свой день рождения.
Людвиг наслаждался одиночеством и страдал от него. В последние годы своей жизни он всё больше и больше становился отшельником, окончательно ушедшим в собственный вымышленный мир, населённый героями легенд.
Днём король спал, а ночью отправлялся прогуляться на лошади, очень часто высоко в горы, где при свете луны декламировал любимого Шиллера. За это его стали называть «лунным королём».
Во время таких прогулок Людвиг II любил представлять себя в образе мифического Рыцаря Лебедя – Лоэнгрина, иногда переодевался в его костюм и таинственно бродил по пустым залам дворца, освещённым бесчисленным количеством свечей.
"Сказочный король" часто поднимался вверх по ущелью к горному мосту Мариенбрюке, названному так в честь его матери – принцессы Марии Фридерики Прусской.
По вечерам по приказу Людвига II во всех помещениях Нойшванштайна зажигали свет, чтобы под звёздным небом он мог издали любоваться своей резиденцией.

Людвиг не только хотел быть Лоэнгрином, но хотел даже жить Лоэнгрином. Для этого он одевался в костюм Лоэнгрина и плавал в лодочке по искусственному озеру в гроте Венеры. Чтобы вода была лазурной, как хотел король, её подкрашивали. А первая в Германии миниэлектростанция создавала волнение на воде.
В молодости воздержанный, умеренный и вполне трезвый, Людвиг II начал объедаться и много пить вина. Любимым его напитком было шампанское, смешанное с рейнвейном и с каплями фиалкового эфирного масла.
Уединившись в Нойшванштайне, король пил шампанское и коньяк в неумеренных количествах. Он унизительно обращался с прислугой и своими министрами, которым приходилось разыскивать его в горах, чтобы получить подписи на документах.
Людвиг II страдал страшными головными болями, особенно в затылке, и часто прибегал к помощи льда. Желая избавиться от бессонницы, король много употреблял успокаивающего (хлоралгидрата), что давало обратный эффект. Бывали случаи, когда у Людвига наступали приступы мускульного бешенства: он скакал, плясал, прыгал, рвал на себе волосы и бороду; другой раз он, напротив, оцепеневал и стоял часами неподвижно на месте.
Ещё в детстве у принца Людвига наблюдались вспышки гнева.
Теперь же в бешенстве король отдавал приказы «заковать в цепи» и даже «утопить в озере».
Король иногда приказывал сажать своих подданных на хлеб и воду в воображаемую Бастилию. 32 его слуги были королем избиты. Личное оружие Людвига от него прятали.
Постепенно Людвиг становился мизантропом.
Как и многие мужчины, не нашедшие любви и понимания у женщин, Людвиг искал понимание и любовь у мужчин. Король просил своих подданных набирать в прислугу «красивых юношей», используя их в качестве своих любовников. В 2002 году неожиданно всплыли письма короля Людвига к его конюху и почтальону Карлу Хессельшверду. В них содержатся инструкции подбора «друзей» мужского пола и требование обязательно предоставлять откровенные фотографии претендентов.
Увлечённый рассказами Захер-Мазоха, Людвиг вступил с ним в безымянную переписку, которая постепенно их сблизила. Людвиг даже назначил в скалах Тироля свидание Захер-Мазоху. Свою таинственную встречу с королём Захер-Мазох описал в рассказе «Приключение с Людвигом II».
Людвиг был очень своеобразным и безответственным и в конце концов стали ходить слухи о душевной болезни короля.
Тем не менее вопрос о клиническом сумасшествии остается нерешенным. Известный немецкий исследователь мозга Хайнц Хефнер не согласился с утверждением, что безумие Людвига было очевидно. Другие полагают, что он, возможно, страдал от воздействия хлороформа, использовавшегося для облегчения хронической зубной боли, а не какого-либо психического расстройства.
На возведение Нойшванштайна из государственной казны была израсходована гигантская сумма в размере шести миллионов золотых марок, что в итоге стало последним аргументом для отстранения Людвига II от престола под предлогом его "безумия". Огромные средства из баварской казны были потрачены и на другие резиденции - Линдерхоф и Херренкимзее . Ими Людвиг ограничиваться не собирался.
Королём было запланировано возведение семи замков — предполагалось, что их построят по самым современным на тот момент технологиям.
Личный адъютант короля полковник Дюркхайм свидетельствовал: «Частная жизнь короля странная в той мере и постольку, поскольку его правительство захотело, чтобы оно было странным. До того, как замки начали строиться, все эти траты регулярно одобрялись государственным казначейством. В правительстве были люди, заинтересованные в том, чтобы король потворствовал своим безумствам. Были люди, которые имели опасное влияние на короля. Потом эти люди были удалены из правительства.
– Вы намекаете, что правительство Баварии вошло в заговор против своего законного монарха?
— Да, это был заговор, который давно готовился. Ещё в 1870 году премьер-министр Баварии граф Брай-Штейнбург предложил королю Людвигу добровольно отказаться от власти и передать корону прусскому королю. В качестве отступных были предложены большие привилегии. Но Людвиг категорически отказался, поскольку хотел видеть Баварию независимой.
Если король не желал отказаться от трона, то в соответствии с конституцией Баварии лишить его власти можно было только объявив короля недееспособным. Власть в этом случае переходила к наследнику престола кронпринцу Отто. Но поскольку принц Отто находился на излечении в сумасшедшем доме, то власть передавалась регенту принцу Леопольду.
В результате успешного заговора, во главе которого стоял премьер-министр Лутц, король был признан душевнобольным и объявлен недееспособным.
8 июня 1886 года крупнейший немецкий психиатр того времени профессор Бернхард фон Гудден и консилиум из трёх врачей пришли к выводу, письменно зафиксированному, что «Его Величество болен паранойей в тяжёлой форме. Болезнь сильно запущена и едва ли излечима. Положение будет только усугубляться. Такая болезнь уничтожает свободу воли, и дальнейшее вмешательство короля в государственные дела будет только мешать управлению королевством. Это состояние душевной деятельности короля является пожизненным».
Слабым местом медицинского заключения было то, что оно основывалось только на письмах и свидетельских показаниях. Врачи не могли обследовали самого короля, потому что он вряд ли допустил бы подобный осмотр. Диагноз врачи «слепили заочно».
Когда профессор Бернхард фон Гудден сообщил королю решение консилиума, возмущённый Людвиг спросил:
– Как вы можете объявить меня психически больным, если вы никогда не освидетельствовали меня?
– Ваше величество, в этом нет необходимости, – ответил придворный врач. – Мы обладаем информацией, которая нам даёт достаточно доказательств.
Какие же это были доказательства?
Действительно, Людвиг II имел ряд предков с несомненным отягощением центральной нервной системы. Отец, представитель рода Виттельсбахов, и мать — из рода Гогенцоллернов, страдали различными маниями. Младший брат Людвига – Отто – тоже страдал душевной болезнью.
На основании медицинского заключения 9 июня 1886 года Государственный совет Баварии принял решение о признании короля Людвига недееспособным и отстранении его от власти. Над королём была установлена опека, правление страной брал на себя баварский принц Леопольд – дядя короля.
Людвига II обвиняли в том, что он настроил чрезмерное количество «никому не нужных» замков, потратив огромную сумму из государственной казны. Вторым пунктом вышло порицание о неучастии Людвига в жизни собственной страны. И третьим пунктом указали обвинение в гомосексуальной ориентации Людвига
Чтобы объявить королю решение Государственного совета об отстранении его от власти была создана особая комиссия. В ночь на 10 июня комиссия,прибыла в замок Нойшванштайн.
Когда король узнал от своего кучера, что его готовятся арестовать, Людвиг собрал жандармерию и пожарных из соседних деревень, вызвал полк егерей и написал воззвание к армии.
Жандармы и пожарные вооружились в защиту короля и встретили комиссию с оружием в руках.
Король издал приказ: «Выколоть членам комиссии глаза и содрать шкуру живьём».
Члены комиссии были арестованы. Однако вскоре их отпустили, и они поспешно бежали в Мюнхен.
10 июня король попытался воззвать к народу Баварии, послав в газеты открытое письмо о том, что его хотят объявить сумасшедшим безо всякого на то основания, но все письма были перехвачены, кроме одного. Потому лишь одна газета напечатала это письмо, но и её тираж был изъят по приказу правительства и не поступил в продажу. Так что ни одна публикация не дошла до народа, который любил Людвига II и мог бы стать на его защиту. Большинство его писем и телеграмм о помощи были умело перехвачены министрами, и лишь телеграмма Бисмарку дошла до адресата. Однако король так и не смог последовать совету Бисмарка появиться перед народом в Мюнхене и публично заявить об измене правительства.
11 июня комиссия явилась в замок вновь.
По мнению Юлиуса Дизинга, тридцать лет прослужившего управляющим замка Нойшванштайн и написавшего книгу «Король Людвиг 2: Жизнь и смерть короля», король был тайно схвачен и в 4 часа утра 12 июня перевезён в замок Берг.
«Я признаю за лучшее подчиниться судьбе, — говорил Людвиг, уезжая из любимого замка. — Что меня лишают власти — это ничего, но я не могу пережить того, что меня делают сумасшедшим». Короля отстранили от престола.
«Король был не сумасшедшим, а просто чудаком в мире грёз», – признавала его любимая Сисси.
Она готовила бегство Людвига в Вену. Её вооружённые слуги дневали и ночевали на противоположном берегу Штарнбергского озера. Но об этом, якобы, стало известно регенту Леопольду (дяде короля), и он распорядился ликвидировать племянника.
Около 18:30 13 июня 1886 года Людвиг отправился на прогулку в замковый парк с профессором фон Гудденом. Профессор по невыясненным причинам отослал двух сопровождавших их санитаров обратно, и дальше они с королём пошли одни. Больше живыми их никто не видел. Когда они не вернулись к восьми часам, начались их поиски. Их тела обнаружили в воде Штарнбергского озера на мелководье, около 23:00 того же дня.
По официальной версии, Людвиг не вынес унижения и захотел утопиться. Профессор пытался ему помешать. Утопив Гуддена на мелком месте, Людвиг пошёл вглубь озера, где и нашёл свою смерть.
Карманные часы короля остановились в 18 часов 45 минут.
Но эта версия вскоре подверглась сомнению. Король был более чем адекватен и не выказывал никаких признаков сумасшествия.
Когда тела нашли, тело и лицо Людвига не были повреждены, за исключением ссадины на колене. Лицо Гуддена было расцарапано, правый глаз подбит. На горле врача выявили несколько отметин, говоривших об удушении. Вскрытие не пролило свет на причины гибели монарха.
Предполагают также, что Людвиг хотел совершить побег и переплыть озеро. Но борьба с врачом, пытавшимся помешать королю, и остановка сердца помешали этим планам. Однако эта версия содержит много изъянов. Шестидесятичетырехлетний врач хлипкого телосложения и ростом 160 сантиметров никак не мог совладать с сорокалетним Людвигом, ростом под два метра.
Существует версия сердечного приступа. Король вёл в последние месяцы малоподвижный образ жизни, весил почти двести килограммов. Однако при вскрытии тела опального монарха, в присутствии двенадцать врачей документально зафиксировано, что сердце у короля было абсолютно здоровым, и он не мог утонуть из-за его внезапной остановки.
Людвиг был отличным пловцом, что делает версию несчастного случая маловероятной.
К тому же утопиться на мелководье достаточно сложно
Людвиг часто заявлял, что готов свести счёты с жизнью. Поэтому официальным источникам выгодно было поддерживать версию безумия и самоубийства.
Есть также версия, что до прогулки король был опоен наркотическими средствами и просто рухнул на берегу озера. По словам свидетелей, врач намеренно отослал санитаров, которые сопровождали короля на прогулках. Когда Гудден стал оттаскивать тело на глубину, от холодной воды Людвиг пришёл в себя, и началась борьба, следы которой и обнаружили спасатели.
Но зачем психиатру было убивать короля?..
Есть версия ,что это было политическое убийство неудобного и неуправляемого короля. Его спешно убили на второй день госпитализации именно по причине того, чтобы не допустить назревающей независимой экспертизы его вменяемости, которая могла вернуть его на трон, а профессор мог проговориться о заинтересованной стороне и потому также стал жертвой инсценировки самоубийства.
Полицейское расследование трагического происшествия не отличалось особой тщательностью.
До сих пор нет ответа на вопросы: почему одежду короля (якобы с дырами от пуль) сразу же сожгли? Почему часы короля остановились на 11 часов раньше, чем часы сопровождавшего его врача? Почему тело короля сначала спрятали в доме лодочника, а затем этот дом сразу же снесли? Почему в свидетельстве о смерти фон Гуддена отсутствует медицинское обоснование причины его смерти?
Людвиг II был похоронен 19 июня 1886 года в усыпальнице церкви Святого Михаила в Мюнхене.
Одни считали, что короля утопили в озере; другие, что во всём виноват Бисмарк; третьи, что Людвиг был слишком хорош для своего времени.
Сейчас на месте гибели Людвига II в озере Штарнберг установлен деревянный крест. Каждый год в день смерти короля его почитатели украшают крест венком.

Памятник на месте гибели Людвига II
А теперь про туризм в Германии.
Итак ,два короля:
Один менял женщин как перчатки ,у другого с женщинами были сложные отношения.
Но их объединяет одно.
Оба оставили пустой казну соответственно Саксонии и Баварии.
Август Сильный издержками своего двора в стиле Людовика XIV оставил после себя совершенно расшатанную экономику в Саксонии.
Но теперь миллионы туристов ездят в Дрезден ради удивительных
и прекрасных музеев основанным Августом Сильным.
И построенные Людвигом II замки, которые, как говорили в то время в Баварии, были пустой тратой денег со стороны короля и разоряли бюджет, сегодня стали сверхприбыльными туристическими достопримечательностями для баварской федеральной земли.
Замки были объявлены национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняются, будучи особой гордостью баварцев, некогда погубивших мечтателя, построившего их…
Выходит их траты многократно окупились?
Как это так получилось? Черт его знает...
ссылки
hhttp://zis-man.livejournal.com/14168.html
www.bankreceptov.ru/photo/photo-0109.shtml
www.liveinternet.ru/users/sonya_pictures/post21...
www.liveinternet.ru/users/sonya_pictures/post14...
www.liveinternet.ru/users/alefti/post354078687/
brodaga.ru/post258279352
www.castlesguide.ru/germany/schloss_linderhof.h...
@темы: история, Уголовщина, живопись, Дрезден, Немецкая культура, памятники, архитектура, Франция
А тебе кто больше АВгуст или Людвиг?
Прочла отзывы о посещении замков Людвига.
Там просто конвейер. Толпы туристов.
Людвиг бы умер от злости... второй раз!