Вам помочь или не мешать?
Будем надеяться, что когда нибудь, в далёком будущем, праздник утратит свою актуальность..

А пока — очень подходящая к празднику песня про американских шахтеров времен Великой Депрессии,
песня о долговом рабстве, в котором находились шахтёры в США в середине прошлого века. Речь идёт именно о рабстве - шахтёры находились по сути в собственности работодателя. Они не получали денег за свою работу, с ними расплачивались условными единицами, которые они могли потратить только в магазине, принадлежащем работодателю. А плата за принадлежащее работодателю общежитие вычиталась из зарплаты шахтёра.

Таким образом, каждый прожитый шахтёром день погружал его глубже в долги. А "душа его была заложена в магазине фирмы", как поётся в этой песне. По сути это был аналог крепостного права. 16 тонн - это дневная норма выработки угля на шахте. Не выработал - не получил ничего.
Право на пенсию американские шахтёры получили в 1946-м году. Окончательно эта отвратительная система была отменена только в начале 1960-х...

Текст песни:

Они говорят, человек - это грязь,
Хотя человек - это сила и страсть.
Сила и страсть, кровь, и пот,
Тело - в работу, душа пусть умрёт.

Шестнадцать тонн, и день теперь прах.
Чем глубже копаешь, тем глубже в долгах.
В раю не жди, апостол, душу мою,
Её я шефу в залог отдаю.

Я родился, встал, кирку в руки взял,
С рожденья до смерти на шахте пахал.
Шестнадцать тонн на гора выдаю,
Но шеф всё равно вспомнит маму мою.

Шестнадцать тонн, и снова день в прах.
Чем глубже копаешь, тем глубже в долгах.
В раю не жди апостол, душу мою,
Её я шефу в залог отдаю.

И лучше меня обходить стороной,
Убью я легко, я и сам не живой.
Руки как сталь, и уголь в груди,
И нет у меня ничего впереди.

Шестнадцать тонн, и снова день в прах.
Чем глубже копаешь, тем глубже в долгах.
В раю не жди, апостол, душу мою,
Её я шефу в залог отдаю.

Я родился утром, в морось и в дождь,
Мамаша с папашей - заботы и ложь,
И шахта роды мои приняла.
И баб бы винить, да не в них корень зла.

Шестнадцать тонн, и снова день в прах.
Чем глубже копаешь, тем глубже в долгах.
В раю не жди, апостол, душу мою,
Её я шефу в залог отдаю.

Когда эту песню исполнял Теннесси Эрни Форд -- в его исполнении эта песня впервые получила свою бешеную популярность -- его фирменным ходом было начинать песню с отбивания ритма щёлканьем пальцев. Потом Эрни начинал петь, и только ко второму куплету вступала сопровождающая группа.
Появилась эта находка случайно: когда музыканты работали над ставшей классической записью, Эрни Форд щёлкал пальцами, чтобы задать ритм аранжировщику. Щёлканье попало на мастер-ленту из-за ошибки инженера.
"Шестнадцать тонн", о которых поётся в песне -- это дневная норма выработки шахтёрами угля -- в Америке 30-х -- 40-х годов.

Первая пара строчек куплета появилась из письма Джона Тревиса -- брата автора песни Мерле Тревиса. Он писал брату о гибели известного журналиста Эрни Пайла на войне в 1945-м году: "Это как работать в угольной шахте. Ты выдал 16 тонн, а что получил? Только стал ещё на день старше и ещё глубже влез в долги". Эта фраза без изменений легла в песню. Четвёртая строчка припева -- фраза, которую бросил отец Мерле соседям в ответ на вопрос, как он поживает: "Не могу позволить себе умереть. Я заложил свою душу корпоративной лавке". Имелся в виду "company store" -- в тридцатых и сороковых годах в Америке не платили шахтёрам деньгами, а выдавали ваучеры, на которые можно было купить товары в магазинах, принадлежащих самой корпорации. Таким образом рабочие не могли копить наличность.

Песня не получила большой известности в исполнении её автора Мерле Тревиса, но стала бешено популярна, когда её записал певец Теннесси Эрни Форд. Много лет спустя Тревис, исполняя эту песню, пел "I owe my soul...to Tennessee Ernie Ford" (Когда песня была выпущена Мерле Тревисом, автором песни, на пластинке в 1947-м году, его обвинили симпатии к коммунистам -- истерия времён Холодной войны давала себя знать, и песня о тяжести труда шахтёров была воспринята как антикапиталистическая, при том, что сам автор песни был вполне себе патриотом своей страны. Кен Нельсон, диджей чикагского радио проговорился в позднем интервью, что агенты ФБР не рекомендовали радиостанциям ставить песни Тревиса, называя его "сочувствующим коммунистам"."Я заложил свою душу... Теннесси Эрни Форду").

Теннесси Эрни Форд записал песню "You Don't Have To Be A Baby To Cry". В 1955-м году звукозаписывающая фирма "Кэпитол" решила выпустить её синглом в уверенности, что она станет хитом. На второй стороне -- в довесок -- была записана "16 тонн". К удивлению "Кэпитола" ди-джеи на радио игнорировали первую песню и вовсю играли "16 тонн". За одиннадцать дней было продано 400 тысяч копий пластинки. "Кэпитол" была вынуждена загрузить все свои фабрики печатью этого сингла, чтобы удовлетворить спрос. Через пару месяцев была продана двухмиллионая копия. На тот момент это была самая успешная пластинка в истории.

MERLE TRAVIS - Sixteen Tons авторская версия

читать дальше

Sixteen Tons by Tennessee Ernie Ford
читать дальше
The Platters - Sixteen Tons
читать дальше

Paul Robeson 16 tons
читать дальше

Johnny Cash - Sixteen Tons

читать дальше

16 Tons - Robbie Williams
читать дальше

samlib.ru/b/baranow_p_a/16-ton.shtml
stihi.ru/2005/11/12-399

@темы: праздники, США, Музыка