Вам помочь или не мешать?
Хочу запостить. Всё таки как никак избавитель от чумы— средневекового короновируса.
Ну и пост про живопись. В нашем положении только такие длинные посты постить!
читать дальшеСогласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.
Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку.
Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.
Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Перуджино написал восемь Себастьянов, Гвидо Рени - пять, Мантенья - три, ван Дейк - четыре, Гюстав Моро - семь. При этом в образ святого вкладывался совершенно разный смысл. Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как человек, чудом спасшийся от смерти, то как христианский герой и мученик, то как воплощение духовной красоты, то как всеобщий соблазнитель, то как персонификация однополой любви. Чем же объясняется привлекательность этого образа и почему он допускает такое множество интерпретаций?
Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями. Около 680 г., когда Павию и Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из горожан было видение, что нужно построить в честь Святого Себастьяна часовню. Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы.
Для духовенства и верующих черная чума и последующие за ней эпидемии воспринимались как смертоносные стрелы, ниспосланные сверху в качестве наказания Господня. Св.Себастьян стал святым - исцелителем от чумы: ведь попытки лучников убить его - с античных времен стрелы считались символом посылаемой богами или Богом смерти - оказались тщетными. Он стал подходящим заступником потому, что пережил посланную стрелами смерть, или потому, что подставил свое тело под предназначенные людям стрелы смерти.
Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Иногда его изображали таким и позже. Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. 1520 г.) святого Себастьяна с бородой, кривыми ногами и явным выражением страдания на лице, где нет ни тени идеализации. У Паоло Веронезе святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат; здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок. 1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. "Святой Себастьян" Рубенса - здоровый плотный молодой мужчина с усами.

Питер Пауль Рубенс
Но исключения только подтверждают правило.
Все это давало обильную пищу эротическому воображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий, идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с его палачами. Согласно одному рассказу, "Святого Себастьяна" кисти Фра Бартоломео даже убрали из церкви, потому что он возбуждал греховные помыслы у прихожанок.
Себастьяна Фра Бартоло не нашла. Но прихожанок понимаю.

Хуан Рамирес

Марко Пальмеццано

Бенвенуто Тизи
Если в чопорной Испании декорум соблюдали строже,

(Похоже ,Эль Греко являлся исключением и ничего не соблюдал!
Но мне его святой Себастьян совсем не нравится! Он как будто из пластика!)
то в ренессансной Италии святой Себастьян стал настоящим христианским Аполлоном или Адонисом - юным, красивым и раздетым.

Больтраффио

Аннибале Карраччи
Любителей искусства удивляет отсутствие во многих изображениях Святого Себастьяна какого бы то ни было страдания.
Иногда он даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне.

Ортолано (Джованни Баттиста Бенвенути)
Однако нужно учитывать особенности сюжета картины: изображает она сцену мученичества Святого Себастьяна или же Святое Семейство вместе с несколькими святыми. Во втором случае Себастьян просто присутствует на приеме, пронзающие его стрелы -всего лишь условное обозначение его идентичности, подобно отрубленной голове другого святого. Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других.

Пьетро ди Доменико да Сиенна Богоматерь с младенцем и свв. Иеронимом и Себастьяном

Пьетро Перуджино Богоматерь с младенцем и св.Иоанном Крестителем и Себастьяном

Себастьяно дель Пьомбо

Джованни Кариани. Святой Себастьян, святой Рох и святая Маргарита.

Парис Бордоне Богоматерь с младенцем и св.Себастьяном
В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна - сентиментально-чувственный и мужественно-героический.

Андреа делла Роббиа

Бернардино Луини
У Антонелло да Мессина (1430-1479 г.г.) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) - привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания.

Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли

Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г.г.), которому был более близок мужественно героический
образ святого Себастьяна.
Самый известный его Святой Себастьян (ок. 1480-85 г.г., Лувр) - не мягкий юноша, а мужественный молодой мужчина, стоящий, как статуя, на каменном постаменте. Его глаза устремлены вверх, на лице глубокие морщины, оно выражает стоическое сопротивление страданию и злу.

Образы св Себастьяна. написанные в том же ключе:


Св Себастьян. Тициан

Дюрер
Одними из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г.г., Лувр). Это прекрасный эфеб, нечувствительный к боли, с горящими глазами, его пенис едва прикрыт красивым шарфом, за которым видны лобковые волосы. Сцена казни является для художника лишь предлогом для демонстрации обнаженного тела. Перуджино даже написал на стреле собственное имя, что делает художника, с одной стороны, соучастником казни, а с другой может выглядеть как объяснение в любви.

Пьетро Перуджино
Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками. На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо. Мягкое, с неразвитой мускулатурой, бледное тело мученика оттеняется обнаженными мускулистыми руками и ногами окружающих его лучников.
Антонио Полайоло

Некоторые картины похожи на светские портреты,

Рафаэль.

Дюрер

Ван Дейк
В XVI в. святой Себастьян вдохновляет таких художников как Бронзино, ван Дейк, Веронезе, Гверчино, Доменикино, Дюрер, Карраччи,
Лоренцо Лотто, Гвидо Рени, Тициан и Эль Греко. В XVII в. его пишут Альбани, Рибейра, Рубенс, де ла Тур, Саль-ватор Роза,
в XVIII в. - Пеллегрини и Тьеполо, в XIX в. - Коро, Фабр, Гюстав Моро, Одилон Редон.
Для многих художников изобразить абсолютно беспомощного прекрасного нагого мужчину стало главной задачей и как будто даже каким-то соревнованием. Один из победителей — Гвидо Рени, на картинах которого грозный страж стал совсем женственным, мука стала неотличима от наслаждения, а стрел осталось всего две.

Гвидо Рени

Николо Реньери

Анжело Карозелли
Эта традиция продолжилась и в искусстве XX и XXI,когда появилось много более раздетых и откровенно сексуальных Себастьянов.
В современном искусстве есть все - и полная фронтальная нагота, и зверские пытки, и страстные объятия.
Моралист скажет, что каждый понимает в меру своей испорченности, а искусствовед - что в меру своей художественной культуры.
Лично моей иронической натуре больше всего импонирует вот эта сцена мученичества
Святого Себастьяна

Псевдо Граначчи
Ясно .что это спор гуманизма и варварства, но на лице святого Себастьяна такой пофигизм!...
И самый прекрасный и в моих глазах абсолютно непревзойдённый святой Себастьян

Больтраффио Св. Себастьян около 1500
Полностью одетый! А какое впечатление!
ссылки
tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/svjato...
www.liveinternet.ru/users/katish_09/post1026639...
www.liveinternet.ru/community/lj_npl_22/post378...
www.liveinternet.ru/community/766331/post378494...
svobody.pl/posts/svyatoy-sebastyan-samyy-obnazh...
artchive.ru/publications/3638~Zhitija_svjatykh_...
Ну и пост про живопись. В нашем положении только такие длинные посты постить!
читать дальшеСогласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.
Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку.
Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.
Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Перуджино написал восемь Себастьянов, Гвидо Рени - пять, Мантенья - три, ван Дейк - четыре, Гюстав Моро - семь. При этом в образ святого вкладывался совершенно разный смысл. Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как человек, чудом спасшийся от смерти, то как христианский герой и мученик, то как воплощение духовной красоты, то как всеобщий соблазнитель, то как персонификация однополой любви. Чем же объясняется привлекательность этого образа и почему он допускает такое множество интерпретаций?
Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями. Около 680 г., когда Павию и Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из горожан было видение, что нужно построить в честь Святого Себастьяна часовню. Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы.
Для духовенства и верующих черная чума и последующие за ней эпидемии воспринимались как смертоносные стрелы, ниспосланные сверху в качестве наказания Господня. Св.Себастьян стал святым - исцелителем от чумы: ведь попытки лучников убить его - с античных времен стрелы считались символом посылаемой богами или Богом смерти - оказались тщетными. Он стал подходящим заступником потому, что пережил посланную стрелами смерть, или потому, что подставил свое тело под предназначенные людям стрелы смерти.
Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Иногда его изображали таким и позже. Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. 1520 г.) святого Себастьяна с бородой, кривыми ногами и явным выражением страдания на лице, где нет ни тени идеализации. У Паоло Веронезе святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат; здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок. 1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. "Святой Себастьян" Рубенса - здоровый плотный молодой мужчина с усами.

Питер Пауль Рубенс
Но исключения только подтверждают правило.
Все это давало обильную пищу эротическому воображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий, идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с его палачами. Согласно одному рассказу, "Святого Себастьяна" кисти Фра Бартоломео даже убрали из церкви, потому что он возбуждал греховные помыслы у прихожанок.
Себастьяна Фра Бартоло не нашла. Но прихожанок понимаю.

Хуан Рамирес

Марко Пальмеццано

Бенвенуто Тизи
Если в чопорной Испании декорум соблюдали строже,

(Похоже ,Эль Греко являлся исключением и ничего не соблюдал!
Но мне его святой Себастьян совсем не нравится! Он как будто из пластика!)
то в ренессансной Италии святой Себастьян стал настоящим христианским Аполлоном или Адонисом - юным, красивым и раздетым.

Больтраффио

Аннибале Карраччи
Любителей искусства удивляет отсутствие во многих изображениях Святого Себастьяна какого бы то ни было страдания.
Иногда он даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне.

Ортолано (Джованни Баттиста Бенвенути)
Однако нужно учитывать особенности сюжета картины: изображает она сцену мученичества Святого Себастьяна или же Святое Семейство вместе с несколькими святыми. Во втором случае Себастьян просто присутствует на приеме, пронзающие его стрелы -всего лишь условное обозначение его идентичности, подобно отрубленной голове другого святого. Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других.

Пьетро ди Доменико да Сиенна Богоматерь с младенцем и свв. Иеронимом и Себастьяном

Пьетро Перуджино Богоматерь с младенцем и св.Иоанном Крестителем и Себастьяном

Себастьяно дель Пьомбо

Джованни Кариани. Святой Себастьян, святой Рох и святая Маргарита.

Парис Бордоне Богоматерь с младенцем и св.Себастьяном
В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна - сентиментально-чувственный и мужественно-героический.

Андреа делла Роббиа

Бернардино Луини
У Антонелло да Мессина (1430-1479 г.г.) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) - привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания.

Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли

Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г.г.), которому был более близок мужественно героический
образ святого Себастьяна.
Самый известный его Святой Себастьян (ок. 1480-85 г.г., Лувр) - не мягкий юноша, а мужественный молодой мужчина, стоящий, как статуя, на каменном постаменте. Его глаза устремлены вверх, на лице глубокие морщины, оно выражает стоическое сопротивление страданию и злу.

Образы св Себастьяна. написанные в том же ключе:


Св Себастьян. Тициан

Дюрер
Одними из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г.г., Лувр). Это прекрасный эфеб, нечувствительный к боли, с горящими глазами, его пенис едва прикрыт красивым шарфом, за которым видны лобковые волосы. Сцена казни является для художника лишь предлогом для демонстрации обнаженного тела. Перуджино даже написал на стреле собственное имя, что делает художника, с одной стороны, соучастником казни, а с другой может выглядеть как объяснение в любви.

Пьетро Перуджино
Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками. На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо. Мягкое, с неразвитой мускулатурой, бледное тело мученика оттеняется обнаженными мускулистыми руками и ногами окружающих его лучников.
Антонио Полайоло

Некоторые картины похожи на светские портреты,

Рафаэль.

Дюрер

Ван Дейк
В XVI в. святой Себастьян вдохновляет таких художников как Бронзино, ван Дейк, Веронезе, Гверчино, Доменикино, Дюрер, Карраччи,
Лоренцо Лотто, Гвидо Рени, Тициан и Эль Греко. В XVII в. его пишут Альбани, Рибейра, Рубенс, де ла Тур, Саль-ватор Роза,
в XVIII в. - Пеллегрини и Тьеполо, в XIX в. - Коро, Фабр, Гюстав Моро, Одилон Редон.
Для многих художников изобразить абсолютно беспомощного прекрасного нагого мужчину стало главной задачей и как будто даже каким-то соревнованием. Один из победителей — Гвидо Рени, на картинах которого грозный страж стал совсем женственным, мука стала неотличима от наслаждения, а стрел осталось всего две.

Гвидо Рени

Николо Реньери

Анжело Карозелли
Эта традиция продолжилась и в искусстве XX и XXI,когда появилось много более раздетых и откровенно сексуальных Себастьянов.
В современном искусстве есть все - и полная фронтальная нагота, и зверские пытки, и страстные объятия.
Моралист скажет, что каждый понимает в меру своей испорченности, а искусствовед - что в меру своей художественной культуры.
Лично моей иронической натуре больше всего импонирует вот эта сцена мученичества
Святого Себастьяна

Псевдо Граначчи
Ясно .что это спор гуманизма и варварства, но на лице святого Себастьяна такой пофигизм!...
И самый прекрасный и в моих глазах абсолютно непревзойдённый святой Себастьян

Больтраффио Св. Себастьян около 1500
Полностью одетый! А какое впечатление!
ссылки
tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/svjato...
www.liveinternet.ru/users/katish_09/post1026639...
www.liveinternet.ru/community/lj_npl_22/post378...
www.liveinternet.ru/community/766331/post378494...
svobody.pl/posts/svyatoy-sebastyan-samyy-obnazh...
artchive.ru/publications/3638~Zhitija_svjatykh_...
@темы: живопись
А вот ажиотаж вокруг « Сикстинской Мадонны » , я никогда не понимала.
Там около неё бархатная скамейка для созерцания.
Туристы сидят, смотрят, так сказать, отмечаются.
"Был я в Дрездене, видел "Мадонну" Рафаэля!"
А около Себастьяна ничего не стоит.
Это мне совершенно не мешает!
Тихо и мирно!